Методологическая база

коэффициент рыночного положения = (коэффициент рыночного положения компании по страховым резервам + коэффициент рыночного положения компании по выручке) / 2, где:

коэффициент рыночного положения компании по страховым резервам = рыночная доля компании по страховым резервам / рыночную долю на абсолютно конкурентном рынке

коэффициент рыночного положения компании по выручке = рыночная доля компании по выручке / рыночную долю на абсолютно конкурентном рынке

рыночная доля на абсолютно конкурентном рынке = 1 / среднее количество компаний за год

среднее количество компаний за год = (количество компаний на начало года* + количество компаний на конец года*) / 2

рыночная доля компании по страховым резервам = страховые резервы компании / страховые резервы по всем компаниям*

рыночная доля компании по выручке = выручка компании / выручку по всем компаниям*

*под "всеми компаниями" подразумеваются: для "рискового" страховщика - все "рисковые" страховые компании; для "лайфового" страховщика - все компании по страхованию жизни

 

Коэффициент рыночного положения показывает, как фактическая рыночная доля компании соотносится с долей, равной единице разделенной на количество компаний. Т.е. производится сопоставление с абсолютно конкурентным рынком, на котором все компании имеют одинаковую рыночную долю

Практическая ценность коэффициента рыночного положения заключается в возможности оценить рыночную долю компании независимо от ее желания открывать информацию о себе, поскольку годовой баланс и отчет о финансовых результатах страховщик обязан опубликовать в соответствии с требованиями Закона

Коэффициент рыночного положения увеличивает вес тех компаний, которые больше удерживают на себе, чем передают в перестрахование (поскольку при одинаковых страховых платежах перестрахование уменьшает выручку). Также увеличивается вес компаний, у которых произошел крупный убыток, требующий длительного урегулирования, поскольку он приводит к росту резерва заявленных, но не выплаченных убытков, а значить - к росту страховых резервов

Поэтому, не смотря на свои методологические недостатки, коэффициент рыночного положения можно считать более точно отражающим рыночное положение реальных страховых компаний, чем показатель сбора страховых платежей