Институт анализа рисков запустил на сайте частичный доступ к результатам анализа жалоб от ИАР

2016-02-24

В конце 2011 года ИАР разработал методологию анализа автожалоб, вывесил ее на сайте http://www.iar.in.ua/base/metodologija_analiza_avtozjalob.htm#base-80, но активно тему не продвигал. Видимо, напрасно. Поскольку и МТСБУ вот уже года как два начало учитывать жалобы при расчете количества бланков полисов, которые может получить страховщик. И Нацкомфинуслуг с этого года начала публиковать данные о жалобах на конкретные компании.

Вот и ИАР решил приоткрыть доступ к многолетней работе Института анализа рисков по анализу автожалоб. На нашем сайте на рейтинг-листе http://www.iar.in.ua/openrating/ появился дополнительный столбец, в котором указана доля автожалоб по каждому из страховщиков, на которые эти самые автожалобы имеются согласно нашей методологии. Доля автожалоб - это отношение жалоб на конкретного страховщика к общему количеству жалоб на всех страховщиков.

Однако в анализе мы больше внимание уделяем не доле, а уровню автожалоб. Уровень автожалоб - это отношение доли автожалоб на страховщика к его рыночной автодоле. Как вы понимаете, для расчета уровня жалоб нужно иметь информацию о страховых платежах, а далеко не по всем компаниям такая информация имеется. Ну и кроме того, мы все-же коммерческое предприятие, и не можем ВСЕ делать бесплатно.

Поэтому самое интересное - уровень автожалоб - открыто только по тем компаниям, которые в этом заинтересованы. Желающие увидеть, как это выглядит, могут зайти на страницы Украинской страховой группы http://www.iar.in.ua/company/ukrainska_strahova_grupa_sk_prat.htm или Финэксперта http://www.iar.in.ua/company/fineks_sk_tdv.htm.

Что касается результатов нашего анализа в целом, то на конец 2015 года наибольший уровень автожалоб был у Украинской охранно-страховой компании (УОСК), Украинской транспортной страховой компании (УТСК), Оранты, АСКА и ВУСО. Вероятно, высокий уровень автожалоб у Доминанты, Новы, Талисман Страхования и Украины (мы не обладаем данными о страховых платежах по этим компаниям).

Как видим, результаты нашего анализа по УОСК, УТСК, Оранте, АСКА, Нове и Доминанте совпадают с информацией Нацфинуслуг http://nfp.gov.ua/news/1255.html. По Эталону и Провидной подтверждаем высокий уровень автожалоб на протяжении 2015 года, но к концу года он значительно снизился.

Однако хочу заметить, что не всегда высокий уровень автожолоб, рассчитанный по нашей методологии, означает плохое финансовое состояние страховщика. Иногда это скорее сигнализирует о низком качестве сервиса (недостаток урегулировщиков или их низкая квалификация, проблемы в бизнес-процессах).

И напоследок. Мы анализируем жалобы по автокаско и автогражданке из интернета, МТСБУ - поступающие к нему жалобы, наверное, по автогражданке, а Нацфинуслуг - поступающие к ней, наверное, все жалобы (т.е. по всем видам страхования). Поэтому результаты анализа у всех троих могут отличаться. Наименее качественная исходная база - конечно у нас. Но пока мы вроде в общем тренде.