РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ
1. "Массовые" риски (автокаско, "автогражданка", медицина и пр.)
Чем более "массовым" является по своей природе риск, тем более высокими должны быть требования к надежности страховой компании - то есть ее кредитному рейтингу, поскольку такой риск будет находиться на ее удержании.
Мы советуем:
- при одинаковой цене и/или условиях страхования отдать предпочтение компании с более высоким кредитным рейтингом
- требовать от компании с более низким рейтингом меньшей цены и/или лучших условий страхования
Почему рейтинг?
Не следует путать рейтинг с рэнкинкингом. Кредитный рейтинг - это мнение аналитика относительно компании, а рэнкинг - это место компании (например, по объему продаж) среди других компаний. Поэтому рейтинг - субъективен, но он дает прогноз относительно будущего, а рэнкинг - лишь фиксирует прошлое.
Какой рейтинг лучше?
Рейтинг информативен, прежде всего, своим уровнем: инвестиционный он или спекулятивный. К спекулятивным относятся рейтинги от D до BB, к инвестиционным - от BBB до AAA (по шкале рейтингов движение вверх от D→C→CC→CCC→B→BB→BBB→A→AA→AAA).
При этом важно понимать суть рейтинга - обанкротиться может любая компания, однако практика признанных рейтинговых агентств показывает, что вероятность дефолта в течение пяти лет для компаний с рейтингом ССС составляет порядка 50%, рейтингом В - порядка 25%, рейтингом ВВ - порядка 10%.
Рейтинги делятся на индивидуальные (контрактные) и публичные.
Индивидуальный (контрактный) рейтинг - это рейтинг, присвоенный по заказу рейтингуемого на основе предоставленной им информации, в т.ч. не предназначенной для публикации.
Плюс - в полноте исходной информации, минус - в возможном завышении рейтинга ради получения заказа от рейтингуемого.
Публичный рейтинг - это рейтинг, присвоенный на основе публичной информации, т.е. информации, представленной в СМИ и интернет-ресурсах.
Плюс - в большей объективности рейтинга, если он присваивается не по заказу рейтингуемого и ко всем компаниям применяется одинаковая методика, минус - в качестве и полноте исходной информации.
Принято считать, что индивидуальный (контрактный) рейтинг более точно отражает положение оцениваемой компании по сравнению с публичным.
Институт анализа рисков присваивает страховым компаниям как индивидуальные (контрактные), так и публичные рейтинги.
Чей рейтинг правильнее?
В Украине рейтингованием, кроме Института анализа рисков, занимаются и другие компании. Причем Институт анализа рисков не является уполномоченным рейтинговым агентством. Поскольку рейтинг - это субъективное мнение аналитика относительно кредитоспособности оцениваемой компании, то важны профессионализм и репутация аналитика. Но проверяется это лишь со временем.
Мы можем лишь выделить конкурентные преимущества Института анализа рисков:
1) мы специализируемся на анализе страховой отрасли
2) насколько нам известно, мы единственные рейтингуем все страховые компании Украины, к отчетности которых есть открытый (публичный) доступ. Начиная с 2010 года это порядка 100 - 300 страховщиков ежегодно. И все они представлены в едином рейтинг-листе
Практическое применение рейтингов от ИАР
1) с рейтингом, присвоенным Институтом анализа рисков, вы можете ознакомиться на рейтинг-листе или на индивидуальной странице страховщика
2) если страховщику присвоен индивидуальный (контрактный) рейтинг, то, независимо от уровня рейтинга, это говорит о его информационной открытости и приверженности принципам классического цивилизованного бизнеса. Особенно, если контрактный рейтинг относится к спекулятивным уровням
3) если у страховщика отсутствует/отозван индивидуальный (контрактный) рейтинг, но в рамках публичного рейтинга ему присвоен вероятный рейтинг, то перейдите на индивидуальную страницу страховщика и уточните, как часто он обновляется. Лучше, если вероятный рейтинг обновляется ежеквартально с учетом информации, предоставленной страховщиком. Значить компания информационно открыта и привержена принципам классического цивилизованного бизнеса, но по каким-то причинам не хочет платить за индивидуальный (контрактный) рейтинг. Хуже, если вероятный рейтинг обновляется не ежеквартально и/или только на основе публичной информации. Вероятно, компании есть что скрывать
4) еще хуже, если страховщику присвоен только рейтинговый диапазон без указания вероятного рейтинга. Скорее всего, компании есть что скрывать, а у нас недостаточно информации для суждения о наиболее вероятном значении рейтинга в пределах рейтингового диапазона
5) совсем плохо, если у страховщика отсутствует/отозван даже рейтинговый диапазон. Скорее всего, компания нарушила Закон и не опубликовала свою финансовую отчетность, или компания прекратила/не ведет хозяйственную деятельность
2. "Сложные" риски (технические, авиационные и пр.)
Чем более "сложным" является по своей природе риск, тем меньшими могут быть требования к рейтингу непосредственно страховой компании в обмен на ее специализацию по такому риску, подкрепленную надежным перестрахованием.