РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

 

1. "Массовые" риски (автокаско, "автогражданка", медицина и пр.)

 

Чем более "массовым" является по своей природе риск, тем более высокими должны быть требования к надежности страховой компании - то есть ее кредитному рейтингу, поскольку такой риск будет находиться на ее удержании.

 

 

Мы советуем:

 

- при одинаковой цене и/или условиях страхования отдать предпочтение компании с более высоким кредитным рейтингом

- требовать от компании с более низким рейтингом меньшей цены и/или лучших условий страхования

 

Почему рейтинг?

 

Не следует путать рейтинг с рэнкинкингом. Кредитный рейтинг - это мнение аналитика относительно компании, а рэнкинг - это место компании (например, по объему продаж) среди других компаний. Поэтому рейтинг - субъективен, но он дает прогноз относительно будущего, а рэнкинг - лишь фиксирует прошлое.

 

Какой рейтинг лучше?

 

Рейтинг информативен, прежде всего, своим уровнем: инвестиционный он или спекулятивный. К спекулятивным относятся рейтинги от D до BB, к инвестиционным - от BBB до AAA (по шкале рейтингов движение вверх от D→CCCCCCBBBBBBAAA→AAA).

При этом важно понимать суть рейтинга - обанкротиться может любая компания, однако практика признанных рейтинговых агентств показывает, что вероятность дефолта в течение пяти лет для компаний с рейтингом ССС составляет порядка 50%, рейтингом В - порядка 25%, рейтингом ВВ - порядка 10%.

 

Рейтинги делятся на индивидуальные (контрактные) и публичные.

 

Индивидуальный (контрактный) рейтинг - это рейтинг, присвоенный по заказу рейтингуемого на основе предоставленной им информации, в т.ч. не предназначенной для публикации.

Плюс - в полноте исходной информации, минус - в возможном завышении рейтинга ради получения заказа от рейтингуемого.

 

Публичный рейтинг - это рейтинг, присвоенный на основе публичной информации, т.е. информации, представленной в СМИ и интернет-ресурсах.

Плюс - в большей объективности рейтинга, если он присваивается не по заказу рейтингуемого и ко всем компаниям применяется одинаковая методика, минус - в качестве и полноте исходной информации.

 

Принято считать, что индивидуальный (контрактный) рейтинг более точно отражает положение оцениваемой компании по сравнению с публичным.

 

Институт анализа рисков присваивает страховым компаниям как индивидуальные (контрактные), так и публичные рейтинги.

 

Чей рейтинг правильнее?

 

В Украине рейтингованием, кроме Института анализа рисков, занимаются и другие компании. Причем Институт анализа рисков не является уполномоченным рейтинговым агентством. Поскольку рейтинг - это субъективное мнение аналитика относительно кредитоспособности оцениваемой компании, то важны профессионализм и репутация аналитика. Но проверяется это лишь со временем.

 

Мы можем лишь выделить конкурентные преимущества Института анализа рисков:

1) мы специализируемся на анализе страховой отрасли

2) насколько нам известно, мы единственные рейтингуем все страховые компании Украины, к отчетности которых есть открытый (публичный) доступ. Начиная с 2010 года это порядка 100 - 300 страховщиков ежегодно. И все они представлены в едином рейтинг-листе

 

Практическое применение рейтингов от ИАР

 

1) с рейтингом, присвоенным Институтом анализа рисков, вы можете ознакомиться на рейтинг-листе или на индивидуальной странице страховщика

 

2) если страховщику присвоен индивидуальный (контрактный) рейтинг, то, независимо от уровня рейтинга, это говорит о его информационной открытости и приверженности принципам классического цивилизованного бизнеса. Особенно, если контрактный рейтинг относится к спекулятивным уровням

 

3) если у страховщика отсутствует/отозван индивидуальный (контрактный) рейтинг, но в рамках публичного рейтинга ему присвоен вероятный рейтинг, то перейдите на индивидуальную страницу страховщика и уточните, как часто он обновляется. Лучше, если вероятный рейтинг обновляется ежеквартально с учетом информации, предоставленной страховщиком. Значить компания информационно открыта и привержена принципам классического цивилизованного бизнеса, но по каким-то причинам не хочет платить за индивидуальный (контрактный) рейтинг. Хуже, если вероятный рейтинг обновляется не ежеквартально и/или только на основе публичной информации. Вероятно, компании есть что скрывать

 

4) еще хуже, если страховщику присвоен только рейтинговый диапазон без указания вероятного рейтинга. Скорее всего, компании есть что скрывать, а у нас недостаточно информации для суждения о наиболее вероятном значении рейтинга в пределах рейтингового диапазона

 

5) совсем плохо, если у страховщика отсутствует/отозван даже рейтинговый диапазон. Скорее всего, компания нарушила Закон и не опубликовала свою финансовую отчетность, или компания прекратила/не ведет хозяйственную деятельность

 

2. "Сложные" риски (технические, авиационные и пр.)

 

Чем более "сложным" является по своей природе риск, тем меньшими могут быть требования к рейтингу непосредственно страховой компании в обмен на ее специализацию по такому риску, подкрепленную надежным перестрахованием.